56-я Венецианская биеннале: избранное




Название основного проекта 56-й Венецианской биеннале All the World’s Futures («Всё будущее мира») был представлен в Арсенале и в Центральном павильоне и садах Джардини. Художники отвечали на вопрос о том, какое место в истории занимает наша эпоха, об историческом развитии, прогрессе, и что будет с человечеством дальше. Куратором основного проекта выступил писатель и арт-критик, нигериец Окуи Энвезор, неоднократно курировавший крупнейшие международные выставки. Участие в основном проекте приняли 136 представителей 53 государств мира.

 
Россия представила тотальную инсталляцию концептуалистки Ирины Наховой «Зеленый павильон». Попадая внутрь, посетитель видел пилота в шлеме с кислородным шлангом, при приближении к которому тот смотрел на посетителя. По словам художницы, «Зеленый павильон» соткан из разных ощущений, которые человек испытывает во время сна. В данном случае это то время, когда человек находится между сном и бодрствованием. «Я хотела, чтобы пилот был проводником к нашим собственным чувствам, когда нет никаких звуков, есть только визуальный контакт, который пробуждает смотреть, а не говорить», - пояснила Нахова. 



Красно-зеленая «комната кошмаров» Наховой после темного пространства казалась цветовым взрывом за счет насыщенности цвета, которым символически обозначены мировые катастрофы.



По поводу проекта даже возник конфликт с городскими властями Венеции, не разрешившими перекрашивать в изначальный зеленый цвет памятник архитектуры — выстроенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева здание русского павильона (ныне желтое). Поэтому вокруг павильона России возвели фальшстены.




Норвегия представила звуковую инсталляцию Rapture («восторг», «восхищение») художницы Камиль Нормент. В основе работы — стеклянная гармоника, почти забытый музыкальный инструмент, популярный в Европе еще в XVIII веке и усовершенствованный Бенжамином Франклином. Вскоре после этого инструмент был запрещен под предлогом негативного воздействия на психическое и физическое здоровье слушателей и музыкантов, и сегодня художница видит свою задачу в том, чтобы «реабилитировать» его. 






В павильоне Японии — инсталляция работающей в Берлине художницы Тихару Сиоты The Key in the Hand («Ключ в руке»). Российским зрителям Тихару хорошо знакома по Третьей московской биеннале и по прошедшей в 2013 году персональной выставке в Манеже, где она представила инсталляцию из платьев-паутин. 



 

В рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале галерея «Триумф», Blavatnik Family Foundation и музей Vitraria Glass представили выставку арт-группы АЕС+Ф и их видео «001 Inverso Mundus». Тотальная инсталляция была размещена в пространстве исторического ансамбля соляных складов, расположенных на набережной Затерре. Основой проекта послужили сюжеты гравюр Inverso Mundus (Перевернутый мир), известных с XVI века, образы средневекового карнавала трансформированы художниками в абсурдные сцены социальных утопий современного мира.



В старинной венецианской церкви Св. Антонина краснодарский тандем Recycle Group представил «руины» воображаемого святилища XXI века: водруженный на алтарь вместо креста логотип Facebook, безголовые фигуры медитирующих просветителей и барельеф «Возведение вышки», напоминающий строительство Вавилонской башни, только возводится вышка сотовой связи — новая святыня, дарующая участникам действа некую мобильную соборность. Церковь Св. Антонина выбрана для размещения проекта Conversion не случайно: на ее колокольне и вправду находится действующая вышка для передачи радиосигналов. Тотальная инсталляция посвящена жизни современного человека в эпоху развития Интернета и появления новых гаджетов.



Михаил Семенишин | 17 декабря, 2015

3.151495865595