• Вышивание — наверное, самый древний вид рукоделия, материалами для которого служили шкуры диких животных, растительные волокна или волосы в качестве нитей и подобие иголок из кости или острых деревянных щепок. Когда появились металлические иголки и шелковые нити, вышивка стала распространяться со скоростью вируса: вышивали в Индии и Иране, Китае и Византии. В Европе над пяльцами колдовали монашки в монастырях и заточенные в средне- вековых башнях дамы, придворные при дворе Карла Великого и Екатерина Медичи с дочерьми, печально известные Мария Стюарт и Мария-Антуанетта. В Англии в Средние века предпочитали богатые затейливые цветочные орнаменты с золотом и серебром. В Италии и Франции начиная с XVI века вошли в моду вышитые «парадные» портреты и панно с охотничьими сценами и мифологическими сюжетами. В Испании использовали рекордное количество сложных техник и вышивали не только по шелку, но также по шерсти и льну. В России распространились растительный и геометрический узоры, которыми часто украшали края одежды.
  • Вязание — один из самых древних и популярных видов рукоделия, что легко объяснить: он позволяет получить потрясающий эффект при минимуме приспособлений (нитка пряжи и две палочки). Даже самые древние вязаные вещи, найденные на территории Египта, – подобие чулок и носков, датируемые XIV–XI веками до н.э., – выполнены на очень приличном уровне. А в IX–X веках н.э. каирские вязальщицы уже мастерили слож- ные многоцветные платья из шелковых нитей. С Востока вязание пришло в Европу. В эпоху Средневековья вязаные вещи – перчатки, шляпки, фуфайки, чулки, шелковые на- волочки – можно было встретить только в гардеробах членов королевских фами- лий. Изображению сцен вязания посвятили свои работы некоторые европейские живо- писцы. Так, в XIV веке итальянцы Томмазо да Модена и Амброджо Лоренцетти, а также немецкий художник Бертрам фон Минден изобразили за вязанием Бого- матерь. В XVI веке появляются первые изнаночные петли и первый вязальный станок, а в XVII – главным центром вязального ремесла становится Шотландия. Здесь придумывают сложные многоцветные узоры и новые техники, которые впоследствии станут известны как «косы» и «араны».
  • Декупаж — его название пошло от французского глагола decouper – «вырезать»: в нем и кроется секрет этой техники. Декупаж – способ декори- рования предметов фрагментами, вырезанными из цветной бумаги. В Европе техника декупажа была известна уже в XVII веке, но гораздо раньше применялась в Китае и Восточной Сибири. Обычно декупаж используют для украшения мебели и мелких предметов интерьера – от шкатулок до коробок. Процесс очень прост: к выбранному предмету приклеивают понравившиеся бумажные вырезки, а затем его покрывают несколькими слоями специального лака – до тех пор, пока аппликация не «сольется» с поверхностью и не будет выглядеть как роспись или инкрустация. В качестве «поделочного материала» можно ис- пользовать журнальные вырезки, копии известных картин, сусальное золото или специальную бумагу для декупажа. В эпоху больших любительниц декупажа, королевы Марии-Антуанетты и мадам де Помпадур, доходило до курьезов: для декупажа использовали оригинальные картины таких известных художников, как Ватто, Фрагонар и Буше.
  • Пэчворк. Первоначально считалось, что пэчворк – занятие для бедняков. Видимо, потому что цельные изделия, производимые в этой технике – от одежды до постельного белья, – сшивались из отдельных лоскутов, которые складывались в причудливые пестрые картины и выглядели как раз- деленные на квадраты и засаженные разными видами зерновых деревен- ские поля. В действительности пэчворк в Европе появился после того, как туда стали завозить индийские ситцы. Бедняки о таких даже мечтать не могли, так что первые лоскутные одеяла и покрывала украшали дома состоятельных людей. Вначале узоры состояли из сим- метрично повторяющихся блоков, которые, в свою очередь, складывались из квадратов и треугольников. В конце XIX века симметрия нарушилась: в эпоху модерна она выглядела старомодно и скучно. Для хаотичных узоров придумали новое название – «крейзи-пэчворк»: от английского слова craze, одно из значений которого – «мания», а одно из производных – crazy, «помешанный». В 70-е годы XX века интерес к пэчворку возро- дился. Сегодня пэчворк – «антикварная находка» для дизайнеров и один из самых популярных и «безотходных» видов рукоделия.
  • Фриволите — забытое ремесло, которое относительно недавно «извлекли» из бабушкиных сундуков на волне интереса к ручному труду. Как видно из названия (frivolite – «легкомыслие»), этот вид рукоделия был особенно популярен во Франции. Но изобрели его не французы: фриволите подобно вязанию пришло в Европу с Востока. «Легкость» в названии – оттого, что речь идет о плетении кружева. Другой термин – «челночное кружево» – проливает свет на способ его изготовления с по- мощью челнока. Пик популярности фриволите пришелся на XVII век: более грубое, чем другие виды кружева, оно использо- валось для отделки портьер и верх- ней одежды. В XVIII веке челночная техника пришла в Россию, где ее применяли при изготовлении скатертей, портьер, домашней обуви и многого другого. Кружевные зонтики дачниц, которые мы видим на сохранившихся дореволюционных фотографиях, тоже выполнялись в технике фриво- лите. После революции 1917 года в России ажурные зонтики, веера и кружево фриволите в целом были надолго забыты, и только в конце XX века эта техника стала возрождаться.