Текст: Дмитрий Мельман

Стопроцентная женщина! Тонкая, чувственная актриса. Любящая, терпеливая жена. Мама трех красавиц дочерей. Бабушка уже… Вроде бы сила ее – в слабости, настолько женственный образ вырисовывается. Однако выбрала для себя мужскую профессию, жесткую. Режиссер не может позволить себе дать слабину. Даже если режиссер этот – стопроцентная женщина.

Вера Витальевна, как вы думаете, сейчас время женщин?

Мне кажется, всегда будет время мужчин. VeraGlagoleva9994Все-таки политика – дело мужское, а наша страна, да и не только наша – весь мир очень политизирован. Поэтому всё в этом мире делается мужчинами: и позитивные какие-то вещи, и негативные, что мы видим сейчас на примере Европы, и особенно мусульманских стран. Все-таки желание перемен, «Всегда будет время мужчин» каких-то пертурбаций – это чисто мужское. Война вообще мужское дело, а любые перемены – это маленькая война. Поэтому женщина всегда будет оставаться несколько в тени. Понятно, что нет правил без исключений – есть женщины, которые активно участвуют в большой политике, считают своим долгом высказываться, быть в курсе всего. И все-таки, мне кажется, женщина больше связана с семьей. Ну, и с творчеством, конечно.

Если вспомнить советские годы, женщина тогда считалась чуть ли не человеком второго сорта, а сейчас многие задаются вопросом: кто у нас сильный пол – столько сильных, уверенных в себе женщин появилось.

А мне кажется, по большому счету ничего особенно не меняется.

Glagoleva_2И проблемы женские всё те же?

Нет, что касается быта, конечно, многое изменилось. Мы ведь в свое время даже не представляли, что есть такие замечательные «помощники» по хозяйству, многие вещи для наших женщин стали настоящим открытием.

Раньше женщина сама была как кухонный комбайн.

Ну, конечно. А какая радость для женщины – посудомоечная машина! Для меня, например, самое страшное наказание – мыть посуду.

Что из того времени вспоминаете, как самое настоящее унижение человеческого, женского достоинства?

Помню, в середине 80-х я снималась: у меня уже было двое детей, на съемку я поехала с девочками, их надо было элементарно чем-то кормить. А время такое, что в магазинах вообще шаром покати. Возможности стоять в очередях не было, ну, и приходилось с кем-то договариваться. Помню, приезжала за какой-то курицей, чтобы бульон из нее сварить… Да ужас просто! Это унижение, считаю, не женского достоинства, а вообще человеческой сущности. Потому что мне было безумно неловко – любой человек мог сказать: ты чего это без очереди лезешь? Вот это я очень хорошо запомнила – как мне было стыдно, что я иду, а все стоят… Или вечная наша ситуация с билетами. Это сейчас всё можно заказать по Интернету, а тогда нужно было приезжать, заглядывать в окошко, улыбаться: «Здравствуйте, пожалуйста, помогите, вот я артистка, мне надо уехать в Ленинград на съемки…» Унижение!

9104b5db26bb7cdb484558cb65311ff3Вы тогда были мамой двух дочек, впоследствии появилась и третья. Никогда не было сомнений: рожать — не рожать?

 Нет, я считаю, что мне очень повезло с тем, что у нас все-таки была полноценная семья. И Родион хотел второго ребенка. То есть даже мыслей не было на этот счет, оба были уверены в том, что дети – это счастье. А когда второй раз вышла замуж, муж, конечно же, захотел ребенка, и это понятно. Да, были две старшие девочки, и они ему как родные, но все равно хотелось своего. И тоже никому в голову не приходило в чем-то сомневаться…

Но вы же актриса. Рождение ребенка – это вынужденный перерыв, а потом еще неизвестно: позовут – не позовут, растеряете форму – не растеряете. Материнство в вашем случае связано с риском.

Нет-нет, тогда вообще об этом как-то не задумывалась. Да и не было у меня такого –что мне нужна работа и только работа.

Муж не выбирал истории под меня, он актрису Глаголеву приглашал в свои истории – на те роли, куда я подходила.

Проблемы одиноких матерей всегда были и будут. Успели таковой побыть?

Практически нет… Тут еще многое зависит от того, как расстаются мужчина и женщина. Если ты понимаешь, что у дочерей есть отец, все равно одинокой себя не чувствуешь. И это как раз мой случай. Такого прямо уж одиночества, страха за будущее детей все-таки не было, слава богу.

Кстати, быть может, своей актерской карьерой не боялись рисковать еще и потому, что муж режиссер?

Да нет же, опять повторюсь – не было у меня такого: только съемки, только театр, только работа. Я не сумасшедшая актриса, и мои весы жизненные не шатаются, для меня всегда прежде всего была семья, а потом уже всё остальное… А то, что муж режиссер, – так он не выбирал истории под меня, он актрису Глаголеву приглашал в свои истории, и то только на те роли, на которые я подходила.

doc6flino71o4km6ahfo3j_800_480Это вообще мечта советских актрис – выйти замуж… не за капитана, а за режиссера. Чувствовали зависть женщин-коллег?

Вы знаете, тогда вообще как-то по-другому всё было в жизни устроено. Во всяком случае, мне так казалось. Может быть, по наивности, но я… не то что не понимала, просто не акцентировала на этом своего внимания. Если Родион снимал картину и в ней не было для меня роли, совершенно спокойно к этому относилась, потому что знала: именно это я не сыграю – этот возраст или этот характер…

Да о вас тут речи нет – вы же реальный земной человек. Но актрисы могли смотреть и косо – конечно, мол, свою тащит. Вот это – «смотреть косо», наверное, было. Но опять же, если бы из фильма в фильм я играла главные роли (и у нас есть такие примеры) и проваливала бы эти роли, все бы говорили: понятно, взял, а она не тянет… А у меня, слава богу, такого не было. И какие-то роли – более значительные, более интересные – я играла у других режиссеров. Поэтому не думаю, что вот так про меня актрисы говорили… А может, и говорили. Не так ужи важно на самом деле, у меня один девиз: всем не угодишь.

Но о такой участи все говорили: и Белохвостикова, и Касаткина…Вот вы сами назвали эти пары – я не говорила. Но, во-первых, это очень талантливые актрисы…

Может, мы бы и не узнали, насколько они талантливы, если б не их мужья.

Ну, безусловно. Но мужья дали возможность нам узнать их. Другое дело, что практически всегда актрисы снимались у своих мужей в главных ролях, вокруг них крутился сюжет, они являлись главными героинями. У меня такого не было, ни одной такой картины. Если возьмете «Не стреляйте в белых лебедей» – там в главной роли Нина Русланова, а я играла учительницу. Причем у Бориса Васильева в романе мне этот персонаж дико не нравился, когда Родион предложил мне эту роль, я говорила: да нет, это не мое, я не буду это играть. То есть еще и сопротивлялась. И в других фильмах Нахапетова у меня небольшие роли. А, скажем, в «Выйти замуж за капитана» режиссера Мельникова – главная.

Одна артистка, не буду называть ее фамилию, как-то сказала: «Да что там Чурикова, был бы у меня муж Панфилов – сыграла бы не хуже». Как к таким высказываниям относитесь?

Опять же говорю, можно быть супер талантливой, как Чурикова, но обязательно кому-то не угодишь, кто-то непременно скажет: да потому что муж – режиссер. Но что поделать? Конечно, кому-то обидно, что не ее Панфилов или Нахапетов снимал. К этому надо просто привыкнуть. Мириться – нет, но привыкнуть – да.

Я не очень много знаю примеров, когда женщина добилась успеха сама – ей нужна опора.

Не только в кино, конечно, но женщины часто решают свои проблемы с помощью женских чар.

Наверное, да. Потому что смотришь на какую-то успешную женщину – у нее, допустим, своя фирма, и всё там идет замечательно. А потом оказывается, что у нее – муж ли, друг ли… Вот почему-то обязательно находится какое-то плечо, которое всё равно поддерживает. Честно говоря, я не очень много знаю примеров, когда женщина добилась успеха сама – ей нужен какой-то толчок, какая-то опора, которая позволит сделать первый шаг. То есть мне кажется, что всё равно в судьбе многих женщин, которые крепко стоят на ногах, сыграли свою роль мужчины. Мне почему-то так кажется…

36522.jpg TorpedonoszyНу, а если все-таки про кино? Получение ролей таким образом было распространенным явлением?

Я, слава богу, с этим вообще не сталкивалась. Да, об этом говорят, пишут, некоторые пожилые актрисы объясняют, что мало снимались именно из-за того, что в свое время не пошлина сделку с совестью… Мне тут, честно говоря, добавить нечего. Я, наверное, просто не знаю. Меня Бог миловал.

Если вас послушать, женщины сплошь слабые существа. Но сейчас вспомнил еще один ваш фильм – «Женщин обижать не рекомендуется»: там слабая женщина по воле обстоятельств становится сильной.

 Да она слабой-то особо не была. Все-таки – банально скажу, но среди учителей, врачей слабых не бывает. Управлять тридцатью десятиклассниками и даже пятиклассниками, управлять этими неуправляемыми людьми – это большой труд, и он обязывает тебя быть сильным, ты не должен показать свою слабость. И что мне нравится в той моей героине – что у нее в характере эта сила уже была заложена, то есть я понимала, что играю именно сильную женщину. Которая в какой-то момент может себе позволить быть слабой, но только при сильном мужчине.

Можете привести пример по-настоящему сильной женщины?

У меня была родная тетя, сестра моего отца. Вот это характер! Очень властная была, это читалось даже в ее облике. Кто приходил к тете Гале в гости, тут же попадал под ее опеку, то есть человек сразу тобой начинал руководить. Всех строила, и отца моего, и все беспрекословно ее слушались.

А вам хотелось быть на неепохожей?

Да нет, не думаю, что я могла быть такой, я совсем другая.

Но вы считаете себя сильной?

11В том, что касается работы…особенно если это связано с режиссурой, с тем, что нужно организовать людей – то, наверное, да. Особенно если получается. Потому что если что-то не выходит, если что-то идет не так и тыне можешь найти правильно ерешение или тебя кто-то подвел, и все рухнуло – я могу быть разбитой и раздавленной. Могу быть. А сильный человек себе этого не позволяет.

Режиссер вообще – мужская профессия. Женщины-режиссеры, конечно, есть, но это женщины особого склада. И вас представить таковой сложно, уж слишком вы женственная.

Да? Это комплимент – спасибо…Вы знаете, на съемочной площадке я бываю жесткой, бываю нетерпимой, могу металла в голос подпустить и очень даже часто. Не люблю, когда меня не понимают. Если начинаю объяснять и опять не понимают – меня это сильно раздражает, я бываю несдержанной. Правда, потом очень корю себя за это и могу попросить прощения.

Режиссеры почему-то не любят смотреть друг друга. А раньше каждая премьера в Доме кино становилась событием.

А режиссерский, этот мужской мир, он принял вас в качестве равной?

Нет. И не потому, что мужской он или не мужской – просто мне кажется, что не очень меня там жалуют. Актерская братия фильм «Одна война» оценила: встречаешь людей – очень симпатичных и не безразличных, и когда они говорят про картину, меня это очень греет. А из режиссеров, наверное, мало кто ее видел. Режиссеры почему-то не любят смотреть друг друга. Раньше каждая премьера в Доме кино становилась событием, ее обсуждали в киносообществе в первую очередь…

Так почему этот большой мир кино вас не пускает? Потому что вы женщина, потому что конкурент?

Да не то чтобы не пускают. Просто не смотрят друг друга, не интересно. Тем более, ну чего она, артистка, господи, там наснимает? Я думаю, что именно это.

Но вы, как сильная женщина, будете пробивать эту стену лбом?

Да, конечно, я с удовольствием занимаюсь режиссурой. Но не для того, чтобы кому-то что-то доказать и чтобы меня приняли в это общество, нет, конечно. Просто режиссура меня очень увлекает, и я хочу этим заниматься, мне интересно собирать команду, которая будет со мной заодно, которая меня понимает. Оператор, художник-постановщик, композитор… – это уже люди, которым я доверяю, мы делаем одно дело, для меня очень важное.

2«Одна война» вышла в 2009-м.Пять лет прошло, что дальше?

Я закончила работу над экранизацией пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Три года назад задумалась над этим проектом. Тогда, размышляя, как это может быть в идеале, я взяла блокнот и написала крупно: МЕЧТА. А чуть ниже сделала приписку: Райф Файнс (знаменитый британский актер. – Ред.). Затем блокнотик с «мечтой» убрала в стол, занялась другой работой. Но однажды на фестивале «Зеркало» неожиданно оказалась по соседству с Файнсом, который был приглашен в качестве председателя жюри, сказала ему о своей задумке. Потом мы выслали в Лондон сценарий, я и летала туда на спектакль Файнса… В общем, он согласился. А что получилось? Ой, боюсь сглазить… Вы знаете, многие говорят: зачем сейчас классика? И если ее не пересказывают на новый лад, то она вроде как никому и не нужна. А мы сняли именно классическую историю, как она была написана Тургеневым… Вы знаете, я смотрела фильм «Артист», и меня это просто поразило. Картина получила пять «Оскаров», десять номинаций – а в зале от силы двадцать человек. Об этом я и говорю.

И все-таки это не должно вас сильно огорчать – сами же сказали, что семья прежде всего, остальное потом. Скажите лучше, какая вы мама?

Мама я хорошая (смеется)…Но опять же – дети такие, что они сами уже мамы. И тут история повторяется абсолютно. Как моя мама мне что-то говорила, и мне казалось, что это совсем не таки надо делать, как ты хочешь, по-своему всё, так происходит и с моими дочерьми. Мудрость, она же с годами приходит, и ты понимаешь, что родители желают тебе только добра… Но мне все-таки кажется, я хорошая мама, у нас дружеские отношения, конфликтов даже не припомню.

Скажите, а то, что дочки выросли, это вздох облегчения или разочарования? А пока нет ни того, ни другого –у нас плавно так всё переходит. Насте, младшей, сейчас 18, и она только-только выросла. А с другой стороны – есть пятилетняя внучка Полина, четырехлетний внук Кирилл, и уже как-то на них переключаешься, То есть не было такого, чтобы раз: дети выросли –и пустота.

«Дети выросли» – для многих женщин это означает начало второй молодости. Наступает момент, когда наконец можно посвящать время себе.

А я и так посвящаю (смеется). Меня всегда на всё хватало: и работать, и собой заниматься, и детьми. Как-то всё было органично у нас в семье. С двумя старшими мне очень помогала моя мама, я имела возможность ездить на съемки, ходить в театры – как-то всё было очень легко. Благодаря моей маме. Боюсь, про меня так дочки сказать не могут, я не такая бабушка. Но сейчас у маленьких есть няни, так что всё в порядке. Всё уже проще, конечно.

Так какой же возраст для васбыл или есть самый счастливый?

Мой любимый возраст – это все-таки 25–35. Очень много было работы, какое-то было удовлетворение творческое. Всё казалось впереди…

А сейчас?

А сейчас… всё совсем другое. 0_bbbec_760fcdbd_origЧем старше ты становишься, тем больше понимаешь, мудрость какая-то приходит, понимание жизни. К сожалению, пожилые люди всё больше живут воспоминаниями, а будущего у них как-то… почти нет. Я, может, обижаюсейчас людей пожилых, но такое глобальное одиночество вокруг. И когда сталкиваюсь с людьми в возрасте, как-то грустно становится, что так устроен наш мир. Вот самое страшное в старости –это одиночество.

Но вы тут причем? Состоявшаяся, успешная, красивая, самостоятельная женщина. Неужели чувствуете, что всё самое хорошее уже позади? Мне мой возраст тоже не слишком нравится… Да нет, всё хорошо, куча творческих планов, есть чудесная семья, замечательные дети, любящий муж. Так что всё у нас хо-ро-шо!